Издательская программа “Интерроса” на Московской Биеннале

Издательская программа “Интерроса” представляет два выставочных проекта в Третьей Московской Биеннале современного искусства.  

22 сентября в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) на Крымском валу открывается выставка “Бумажная Архитектура. MAUSOLEUM”.

23 сентября в Московском музее современного искусства (Ермолаевский пер., 17) можно будет увидеть “Сверхновую вещественность”.

Оба проекта сюжетно и стратегически важны для Программы, не только обозначая широту круга её интересов, но и являясь этапами в её развитии.

“Бумажная Архитектура. MAUSOLEUM”

Планшеты с работами архитекторов-бумажников представляют собой подобие картонного мавзолея – жест деконструкции советского символа, возвращения к архитектурным истокам формы. Нечто подобное проделано Бумажной Архитектурой. Пользуясь словарём советского авангарда и классики, она обнаружила способность на равных обсуждать с западным обществом общечеловеческие проблемы.

Помимо четвертьвекового юбилея обретения Бумажной Архитектурой собственного имени, выставка отмечает ещё и факт музеефикации явления – экспозицию составляют большей частью работы из собрания Третьяковской галереи, поступившие сюда в последние два года.

И.Уткин "Монумент 2000 года" (1997). Собрание ГТГ

 

Говорит куратор выставки Юрий Аввакумов:

“Первая выставка с названием “Бумажная архитектура”, впоследствии вошедшим в словарь отечественного искусства, открылась 1 августа 1984 года в редакции журнала “Юность” на площади Маяковского. Это явление в советской архитектуре С.О. Хан-Магомедов считал по значимости третьим после конструктивизма 1920-х и неоклассицизма 1930-х. Появившись вместе с участием молодых архитекторов в международных конкурсах архитектурных идей как реакция на застой в советской архитектуре 1970 – 1980-х годов, Бумажная Архитектура развилась в особый жанр современного изобразительного искусства, сочетающий черты архитектурного проектирования, концептуализма и станковой графики.

На волне перестройки выставки работ “бумажных архитекторов” прошли в галереях и музеях по всему миру. Таким образом, Бумажная Архитектура оказалась вписана в историю как русской архитектуры последней четверти ХХ века, так и современного изобразительного искусства.

Последняя сборная выставка “Бумажная Архитектура. Alma Mater”, включавшая около 100 работ более чем 50 авторов, состоялась в 1992 году в Московском архитектурном институте”.

"Сверхновая вещественность", фрагмент экспозиции 

 

Говорит куратор проекта Андрей Паршиков:

“В проекте “Сверхновая вещественность” участвуют двенадцать художников, работающих с видео. Помимо российских художников, это представители постдиаспоры и даже восточноевропейская художница, чья семья связана с первой волной российской эмиграции XX века.

Кроме видео, художники в этом проекте не были ограничены ни строго заданной темой, ни экспозицией, ни конечной формой, призванной что-либо отразить. Важен был сам выбор художников, которые выстроили целостную историю своими двенадцатью персональными выставками.

Все художники описывали современную действительность, акцентируя своё внимание не на универсальных смыслах, а на конкретных проблемах, которые так или иначе относятся к одному и тому же социальному аспекту. Это бытование, функционирование и критика нового для России и чуть менее нового для Запада среднего класса, который занимается нематериальным производством. Это прежде всего так называемый креативный класс (Р. Флорида), администраторы, журналисты, то есть как раз те люди, которые проявляют сейчас наибольший интерес к современности, в частности к искусству, и обладают определённым влиянием на политическую ситуацию, будучи при этом, на первый взгляд, довольно инертными.

По сути, это история блеска и нищеты общества “нематериального” производства, сомневающаяся в его нематериальности”.

В.Смышляев, В.Мизин, Е.Буров "Оплот сопротивления" (1985), Собрание ГТГ

 

“Сверхновая вещественность”

“Сверхновая вещественность” – масштабная выставка видео, созданная в партнёрстве с фондом “Современный город”. Работы 12 художников составляют видеомонумент новой критики и самокритики среднего класса, занимающегося нематериальным производством в России и мире. Издательской программой “Интерроса” подготовлен инновационный каталог выставки, конвертирующий образный строй “Сверхновой вещественности” в книжный формат.